После 3000-километрового забега на мотобайке Honda Vario по северу Суматры я вернулся на озеро Тоба. Маленько почистил пёрышки, сдал мопед обратно в прокатную контору да и махнул на экватор – в провинцию Западная Суматра. Там меня уже ждал друг из Киева, Олег, который несколько дней обитал в окрестностях города Паякумбух на вписке через сообщество Couchsurfing. 18 утомительных часов в автобусе от Парапата до Букиттинги, потом ещё час до Паякумбуха и вот я встречаю Олега с моими новыми индонезийскими друзьями – Рино и Дени.
Содержание статьи
Паякумбух
Олег жил у Дени, учителя английского. А я поселился в доме Рино, тоже учителя английского. За светлую кожу мы звали его «белый Рино». Дени и Рино двоюродные братья. Был и третий брат – тоже Рино. Он отличался смуглой кожей и был прозван «чёрным». Все трое зарегистрированы в сообществе Couchsurfing и живут в окрестностях города Паякумбух. Место не пользуется популярностью и за год у братьев гостят всего 8-10 человек.
Паякумбух находится почти на самом экваторе (0,2 градуса южной широты) в широкой долине, окруженной горами северной оконечности хребта Барисан. На юго-западе возвышаются вулканы Мерапи и Синггалан. А на юго-востоке — Саго. Поскольку расположен Паякумбух на высоте 500-600 метров над уровнем моря, тут не так жарко как в прибрежном Паданге и круглогодично очень комфортная температура.
Легенда гласит, что народ минангкабау, живущий в этих местах, происходит от младшего сына Александра Великого Maharjo Dirajo, приплывшего к берегам Западной Суматры с небольшим войском, после поражения отца в Индии. Историки же утверждают, что народ минагкабау прибыл в Западную Суматру с полуострова Малакка. Как было на самом деле судить не берусь, но народ здесь интересный и разительно отличается от других суматранцев. Они более степенны и выдержанны, особенно это касается женщин – ведь тут ещё сохранился матриархат.
Ну что ж, добро пожаловать в дом к Рино. Он живёт в большом доме с родителями и двумя братьями. Как-то раз к семье Рино приехали родственники и мы обедали в индонезиан стайл: сидя на полу в гостиной и кушая руками.
В доме полно раритетных штук, вот, например, старый водяной фильтр.
Это ещё одна гостиная комната.
Как видите одежда и всякие вещи кучкуются прямо на полу – это тоже индонезиан стайл. Такое я наблюдал в разных домах, и бедных, и богатых. Так же как и в русских семьях, в индонезийских фотографии, статуэтки и красивые вещи выставляются на обозрение в стенке.
Зоопарк из статуэток.
Между гостиными расположена обшарпанная кухня.
Готовят на плитке от газового баллона, под музыку из старого магнитофона.
Если вы долго путешествуете по Азии, то наверняка встречали такую штуку, а если нет – пишите ваши догадки что это и для чего нужно в комментариях.
Обеденная зона.
А вот и моя комната.
В доме Рино две ванные комнаты с традиционным для Индонезии манди – бачком с ковшиком вместо душа.
Как вы видите, в помещениях нет вентиляторов и кондиционеров. Климат в Паякумбухе очень комфортен и ни днём, ни ночью в доме не жарко.
Ещё в доме Рино есть большая веранда, где мы частенько сидели вечерами с Олегом и «паякумухскими братьями» разговаривая о том, о сём. Иногда посмотреть на «бюле» заходили девчонки-соседки.
А вот и сам мой хостер на новеньком мотобайке брата.
Олег жил в другой деревне, в доме у Дени вместе с его женой и двумя детьми.
Дом Дени вполовину меньше чем у Рино. Вот фотки из гостиной.
Я остановился в Паякумбухе на целую неделю и за это время «паякумбухские братья» показали нам с Олегом как известную на весь мир из путеводителя Lonely Planet долину Харау, так и локальные малоизвестные местечки.
Братья живут не в самом городе Паякумбух, а в окружающей его долине, где тут и там раскинулись 50 мелких деревушек. В один из дней мы с белым Рино прогуливались по окрестностям и он рассказал мне легенду о возникновении имени народа минангкабау и о характерной форме крыш традиционных домов.
Однажды, во времена былые, на Западную Суматру пожаловал яванский король с войском. Цели у яванцев были вполне определённые и совсем недружелюбные, но местный народ предложил вместо всеобщего кровопролития решить военный конфликт битвой быков. Если побеждает яванский бык – местные сдаются, если суматранский – яванцы возвращаются обратно. В назначенный день яванская армия выставила огромного быка, а местные решили схитрить и вывели на поле боя телёнка, с рожками окованными железом. Теленка отлучили от матери и не кормили несколько дней. Увидев быка, обезумевший от голода теленок бросился к нему, думая, что это мать, и пропорол яванскому буйволу брюхо железными рожками, в надежде найти молоко. Местные закричали: «Minangkabau, minangkabau!», что означает «буйвол побеждён!». С тех пор местный народ и стал называться «победивший буйвола». А в память о буйволёнке, позволившему избежать серьёзной войны, стали строить дома с остроконечными крышами.
Вот это, например, традицонный дом бедной семьи крестьян, работающих на рисовых плантациях.
Внутри всё более чем скромно.
Жизнь местных крестьян неразрывно связана с выращивание риса – ведь климат тут очень благодатный, а земля плодородная. Окрестности деревень сплошь засажены рисом. Прямо на плантации можно и помолиться.
И в туалет сходить.
Туалеты на плантациях и в огородах настолько брутальны, что, с вашего позволения, я покажу ещё парочку.
Несмотря на то, что Паякумбух расположен почти на экваторе и дожди тут идут регулярно в течение года без чётко выраженной сезонности, рис – культура очень влаголюбивая и плантации дополнительно увлажняются оросительными системами, поднимающими воду из рек на поля. Вот как это выглядит.
Система бамбуковых трубочек поднимает воду.
И переливает её в бамбуковый водопровод, орошающий плантации.
Некоторые поля только засадили и они радуют глаз ярким светло-салатовым цветом. А на некоторых уже вовсю идёт уборка урожая.
Убирают вручную. Серпом срезают спелый рис.
И сносят его в кучки.
Кучки тут же обмолачиваются и рис сушится, рассыпанный на клёнках по обочинам дорог.
Или же всё это дело перетаскивается ближе к дому и сушится во дворе.
После обмолота, который производится вручную (палками-молотилками), или вножную (своими собственными ногами), рис необходимо очистить от зерновых оболочек. Этот процесс механизирован и рис очищается в специальных агрегатах.
Очищенный рис сыплется в ведро.
Ну а потом – в мешки и на склад.
В один из дней Майя, сестра «чёрного» Рино, повезла нас с Олегом смотреть местный Rumah Gadang – большой традиционный дом, по совместительству являющийся и музеем. К сожалению, приехали мы поздно и доступ внутрь дома был уже закрыт.
Но и снаружи он потрясает воображение размером и богатством отделки. Сколько же времени и труда вложено в этот дом!
Местные приезжают сюда для свадебных фотосесий.
Молодожёны.
Майя не удержалась и присоединилась к невесте.
Я очень люблю такие локальные достопримечательности для местных, как например парк Taman Wisata Iman недалеко от озера Тоба. Именно в них чувствуется настоящий дух страны, а не показуха раскрученных мест для иностранных туристов. Rumah Gadang в Паякумбухе местечко очень симпатичное и поддерживается в порядке.
Ну а мы на служебной машине «черного» Рино едем дальше.
Приехали в деревню, где живёт «черный» и Майя повела нас знакомить с местным населением.
Оно очень колоритно!
В городах Суматры встречаются велорикши, перевозящие пассажиров, а в деревнях трехколёсные велосипеды используются для транспортировки грузов.
Прогулка то и дело прерывалась на бесконечные фотосессии с местным населением. Ведь на Суматре живут очень дружелюбные и доброжелательные люди, которые просто обожают фоткаться. Поэтому особо подсмотреть за простым деревенским бытом не получилось. Местные, издалека завидев нас, бежали здороваться, общаться и фотографироваться.
В Индонезии много детей – страна очень молодая в демографическом плане. В некоторых семьях по 8-10 детей!
Иногда днём мы с Олегом посиживали в Интернете через вай фай туристического агентства, принадлежащего местным ричменам.
Вай фай был тугим и в ожидании загрузки страниц мы общались с падангскими студентами, приехавшими в Паякумбух на каникулы. Они узнавали много нового о России и жизни в ней, а мы о местном быте и отношениях. В одну из посиделок удалось запечатлеть местную свадьбу. В первой машине едут жених с невестой и ближние родственники, а затем следует машина с оркестром, транслирующая незатейливые мелодии на все окрестности.
Конечно, раз уж я попал в Паякумбух, то грех было бы не съездить в самую известную местную достопримечательность – долину Харау. Посещение её платное и стоит то ли 3000, то ли 5000 рупий. Мы добирались туда на мотобайке «белого» Рино. Виды на подъезде к долине зацепили!
А вот сама долина не столь впечатляюща. Вид с главной смотровой площадки.
Внизу кучкуются многочисленные кафешки и лотки с сувенирами.
Продают местную фауну.
И флору.
Водопады, которые тоже есть в долине, представляли собой тоненькие струйки воды, так как уже несколько дней не было дождей. Рядом с водопадами были естественные бассейны, где с удовольствием плескались дети. Основные посетители долины Харау – жители столицы Западной Суматры, города Паданг. Но я встретил так же и парочку белых, приехавших сюда на туристическом автобусе вместе с падангцами.
На обратном пути Рино заметил клетку на обочине и мы заехали посмотреть кто в ней. Оказалось – самка сетчатого питона, пойманная местными чуть ли не прямо в огороде.
Питона достали из клетки и местные тут же поднабежали для суперэкзотической фотосессии с питоном и «бюле» в придачу.
В процессе фотосессии выяснилось, что дамочка в положении и уже произвела на свет три яйца.
Я попросил убрать питона обратно в клетку и как сотрудник контактного зоопарка дал хозяину дома инструкции по инкубировании яиц. Поинтересовался дальнейшей судьбой питонихи. Хозяин заверил меня, что выпустит её в лес подальше от дома. Ну что ж, будем надеяться, что так оно и будет…
В тот день мы посетили многочисленных родственников «белого» Рино, среди которых оказалась зажиточная семья из Ачеха, живущая в новеньком доме. Испив вкуснейшего ачехского кофе, я маленько пофотографировал их шикарное жилище. Кухня поражает чистотой, новизной и простором!
В гостиной тоже всё с иголочки.
А это хозяйка с дочкой и внучками.
Вечерами мы с Олегом отправлялись в местные кофешопы, где индонезийские мужики пили кофе после работы.
Ребята попадались весьма колоритные. Но ничего кроме кофе не употреблявшие…
Ну а мы иногда баловались чем покрепче (пивом), принесённым с собой. Вели разговоры за жизнь, шутили, учили английский и индонезийский.
Цена за кружку отменного кофе в таких заведениях – 2000-3000 рупий, т.е. 7-10 рублей. Кроме кофе тут ещё продаются всякие булочки, пироженки и прочие снеки.
Неделя в Паякумбухе пролетела одним днём, впечатлений получена масса. Мы с Олегом прикоснулись к простой жизни индонезийцев и побывали в домах самого разного достатка. Чем хороша вписка через Couchsurfing, так это тем, что ты максимально погружаешься в среду: живешь в индонезийской семье, ешь местную еду, постоянно общаешься, учишь язык… Поэтому, «паякумбухским братьям» Besar Terima Kasih за теплоту и потраченное на нас время и деньги (кормили они нас за свой счёт), быть может ещё увидимся!
А в отношении Западной Суматры и народа минангкабау осталось ещё масса мной неописанного: кухня Паданга, матриархат в семьях минагкабау, древний обычай Адат и его хитросплетения с Исламом… Так что придётся возвращаться!
Как добраться
Главные ворота на земли минангкабау — аэропорт в городе Паданг. Есть рейсы из Медана, Джакарты, Куала-Лумпура и других городов. Так же Паданг хорошо связан автобусами со всеми окрестностями: Медан, Букиттинги, Паякумбух, Бенгкулу, Пеканбару… Ну а лучшие способы путешествовать по Индонезии:
Где жить
Помимо каучсёрфинга в Паякумбухе работают и отели. Их довольно много, но для бронирования в Интернете они пока не доступны. Самый широкий выбор жилья от хостелов до пятизвезов находится в горном курортном городке Букиттинги.
Да, хорошие они ребята. Был у них в гостях в далёком 2010м.
У Дени?
Да. У Дени и Рино. Очень интересно было с ними пожить и посмотреть на культуру удивительного народа. Даже на свадьбу попали ))