Вулкан Бромо — самый известный вулкан в Индонезии и один из самых знаменитых в мире. Приезжают его посмотреть туристы со всех концов планеты, даже из Африки и Южной Америки люди едут посмотреть на Бромо!
Содержание статьи
Gunung Bromo
Да, место очень именитое и популярное. На Gunung Bromo постоянно есть народ и иногда довольно много, но всё равно оно того стоит! Бромо — это то место, которое стоит увидеть хотя бы раз в жизни!
Я бываю на Бромо очень часто — вожу туристов, или приезжаю с друзьями и каждый раз вижу что-то новое. Ни разу мне не было скучно или не интересно. Так что вулкан Бромо — это must see и в этом можно даже не сомневаться!
Gunung Bromo – это активный вулканический конус высотой 2329 метров в древней кальдере Тенггер. Когда-то, много миллионов лет назад, эта ровная песчаная пустыня, что окружает Бромо и комплекс прилегающих к нему горок, была жерлом огромного вулкана. А горы вокруг — стенками кратера…
Теперь же масштабы вулканической активности уменьшились и она сохранилась лишь на самом Бромо и высшей точке Явы — Семеру.
Бромо довольно часто извергается по чуть-чуть, километра на полтора ввысь максимум. Самые свежие извержения были в 2011, 2015, 2016 и 2019 годах. На период извержения доступ туристов к вулкану закрывают или оставляют без изменений — зависит от силы и характера извержения. Я видел извержение в 2016 году, но фоток, увы не сохранилось. Вулкан гудел, пыхтел, внутри что-то взрывалось, ухало, бахало и ходило ходуном… Ощущения потрясающие!
Сейчас территория кальдеры Тенггер, вулкана Семеру и прилегающие к ним леса входят в состав национального парка Бромо-Тенггер-Семеру. Там есть кого и что посмотреть, особенно возле Семеру. Но об этом в других статьях. А сейчас больше практически-полезной информации.
Вулкан Бромо самостоятельно
Авторские туры
Многие турлидеры включают Бромо в маршрут своих авторских туров по Индонезии. И это очень правильно — пропускать такую жемчужину не стоит! Есть вулкан Бромо и в наших программах по Индонезии. Это самый простой путь: присоединиться к туру и за вас всё решат!
Наши туристы всегда в восторге от Бромо!
Впрочем, как и сам тур-лидер.
Машина в водителем
Самый популярный способ путешествия по Индонезии — это машина с англоговорящим водителем.
На Яве очень дешево стоит эта услуга: всего 650-750 тысяч рупий (около 50 долларов) в день получается Tayota Avanza или Tayota Innova с водителем. В цену входит: бензин, парковки, питание и проживание водителя. Мы организовали уже более 30 поездок по маршруту Сурабая — Бромо — Иджен — Сурабая (Бали). Обращайтесь!
Водитель встретит в аэропорту с табличкой с вашим именем и отвезёт по заранее спланированному маршруту.
Расчётная цена, включая отели среднего уровня — 310 долларов на двоих за три дня (Сурабая — Бромо — Иджен — Сурабая), или 350 долларов на двоих (Сурабая — Бромо — Иджен — Бали) + питание.
Как правило, Бромо смотрят в паре с кратером Иджен, прочитать про последний подробнее можно в этой статье.
Организованные туры с Бали или Джокьякарты
Цены с Бали в вилке 200-300 долларов с человека, с Джокьякарты — дешевле. Минусов тут два:
- Долго ехать
- Часто много народу в группе, проживание зачастую с подселением незнакомого человека
Ну а плюс только один — такие туры легко ищутся на месте, тут же оплачиваются и завтра-послезавтра уже погнали.
Вулкан Бромо на общественном транспорте
Это самый интересный вариант! Путешественникам с опытом рекомендую попробовать!
Прежде всего, нужно попасть в город Сурабая. Surabaya – это главные ворота на Бромо. Попасть туда можно прямыми рейсами из всех крупных и важных в туристическом отношении городов Индонезии (Медан, Джакарта, Джокьякарта, Бали, Макассар, Баликпапан, Манадо, Ломбок, Лабуан Баджо, Пангкалан Бун). И из-за рубежа: Куала-Лумпур, Сингапур. Вот пример цен с Бали.
В аэропорту Сурабаи можно поменять деньги, курс довольно хороший, в городе не на много выше. И вперёд — на автобус компании Damri, который за 25 тысяч рупий отвезёт на автобусный терминал Purabaya.
На автовокзале нужно подняться на второй этаж и пройти в зону 10 — оттуда едут автобусы на Проболинго (Probolinggo). Цена билета 30 тысяч рупий, в пути 2,5 часа. Выйти нужно на Terminal Bayuangga. Чуть пройти дальше по главной дороге и будет остановка маршруток на Бромо (деревня Cemoro Lawang).
Отходят эти маршрутки по заполняемости, которая составляет 15 человек, тогда каждый платит честно по 35 тысяч рупий. Если же такое число пассажиров не набирается, то общая сумма 525 тысяч рупий раскидывается на желающих поехать. Такая вот система… Через 1,5 часа в пути — мы на месте.
На подъезде в деревню есть будочка, где туристов обилечивают на 20 тысяч рупий, но на приехавших не автобусе это вроде как не распространяется.
Есть после Бромо планируется переезд на общественном транспорте на Иджен.
То можно уехать утром на маршрутке в Проболинго, которые отправляются по наполняемости. Либо Cafe Lawa организуют в 8-10 утра (точно время спрашивайте на ресепшен) трансфер до вокзала в Проболинго за 50 тысяч рупий с человека. С вокзала можно уехать в Сурабаю, или продолжить на Иджен и сесть на поезд до станции Karangasem в Баньюванги.
Можно так же уехать с автовокзала Проболинго на автобусе в Бондовосо и посетить Иджен оттуда.
Как же увидеть сам Бромо?
Очень просто: дойти до отеля Cemoro Indah и заглянуть со смотровой в кальдеру.
Если же этого мало и душе просит рассветных видов, то придётся малость поднапрячься.
Бромо на джипе
Самый простой способ увидеть знаменитый открыточный вид и подняться потом на сам конус Бромо — нанять джип Tayota Land Cruiser J40. Стоит это удовольствие 400 тысяч рупий (нужно торговаться). В джип влезает максимум 6 человек: двое на переднее сиденье и четверо сзади. Джип встретит в условленное время в отеле, отвезёт на Seruni Point или Penanjakan, а затем к самому конусу вулкана Бромо. Помимо этого вам нужно будет купить билет в национальный парк, который стоит 220 тысяч рупий в будни и 320 в выходные и праздничные дни. Это с человека.
Если вы едите на нашей машине с водителем, то мы организуем водителей джипов, которые на короткой ноге с кассирами в нацпарк и билетики вам обойдутся по 150 тысяч рупий с человека, что в будни, что в выходные.
На Бромо без билета пешком и на мотобайке
Для тех, кому дорого нанимать джип и платить за вход есть обходные пути.
Если жить в самом Cemoro Lawang, то выйдя из отеля в 4 утра, легко можно дойти пешком к рассвету до смотровой Seruni Poit (обычно это 3-4 км пути). С Серуни открывается лучший вид на Бромо — вот подтверждение!
Дальше есть два пути: наверх и вниз.
- После смотровой Seruni Point тропа продолжается вверх до King Kong Hill, идти туда ещё около 20-30 минут. Затем, насладившись другим ракурсом на кальдеру, поднимаемся ещё выше и выходим на дорогу. Где вас уже поджидают мотобайкеры. За 100 тысяч рупий можно спустить в кальдеру. На мотобайке вы пересечёте границу нацпарка, а билетёров-то там и нету! Вуаля, 220 или 320 тысяч рупий в кармане!
- Идём обратно вниз до моста и спускаемся по тропиночке справа после моста в кальдеру. И дальше прямиком по дну древнего кратера пилим к Бромо. Тропа отмечена на картах Maps Me как Way to Bromo.
Есть ещё одна тропа, которая начинается возле уже знакомого нам отеля Cemoro Indah.
Она тоже отмечена на Maps Me как Secret free entrance to Bromo.
Вот по этой дорожке надо прямо пойти.
Туда, откуда выходит всадник.
Собственно, это тропа для лошадей, которые возят туристов от стоянки джипов до Бромо.
Дальше ключевая точка — стоянка джипов.
Сюда джипы привозят туристов с организованных туров, с приехавших на машине с водителем, самостоятельно приехавших и нашедших джип.
На мотобайке с King Kong Hill можно проехать чуть дальше — до стоянки мотобайков.
От стоянки джипов можно взять лошдку до самой лестницы на конус вулкана Бромо, стоит это реально 50-60 тысяч рупий. Но сначала заряжают 150-100. Торгуйтесь! За 100 спокойно можно организовать лошадку в две стороны.
Если пешком, то от стоянки джипов до вершины Бромо идти где-то 30-40 минут.
По пути будет идуисткий храм Pura Luhur Poten, имеющий важное значение в древнем ритуале Yadnya Kasada — он зародился в 15 веке и о нём я расскажу в отдельной статье.
Вид на сам Бромо.
И на Баток шикарный вид, особенно с декабря по май, когда его склоны зелёные.
Старые каньоны от стекавших холодных лахаров.
Народное творчество на стенках каньонов…
Кстати, возле стоянки мотобайков есть туалеты — если вдруг кому приспичило…
Лестница на Бромо.
На мой взгляд — пустяки, хотя кто-то скажет иначе.
Перед лестницей продают крашенные яванские эдельвейсы — в районе 10 тысяч рупий за маленький пучок. Можно провести индивидуальную Yadnya Kasada и кинуть цветы в кратер в знак уважения местным Богам.
Но лучше в знак уважения к природе не поощрять сбор яванских эдельвейсов!
Всего 270 ступеней — и мы на краю кратера! Вот он — Бромо. Дымит то густо.
То пусто.
Но всегда проявляет какую-то активность. Главное чтоб не чрезмерную.
Отсюда открывается вид не только на кратер но и на всю северную половину кальдеры.
Баток предстаёт совсем под другим ракурсом.
Я люблю прогуляться по краю кратера навлево. Там нет народа и можно сделать красивые фотографии.
Можно вообще обойти кратер Бромо по кругу. Но это очень экстремальное занятие. В некоторых местах нужно будет садиться на гребень и потихонечку ползти, наблюдая как по обе стороны от тебя осыпается порода…
Мы с попутчицей Ирой обходили кратер Бромо наполовину, когда лазали по внутренним горам (Watangan и Widodaren), что за Бромо.
Где жить
Хостелы
После 2017 года в Индонезии попёрли строить хостелы с дормиториями. Есть просто шикарные варианты в каждом городе: Маланг, Джокьякарта, Семаранг, Сурабая… Но Бромо пока один капсульный отель.
Хоумстеи и дешевые отели
Цены на проживание на Бромо завышены. Но, тем не менее, даже на месте можно всегда найти хоумстей за 150 тысяч рупий за комнату. Душ будет скорей всего общий, но с горячей водой. А это очень важно, так Cemoro Lawang находится на высоте 2000 метров и ночью там может быть очень холодно, вплоть до заморозков в июле-августе. В последнее время, многие из хоумстеев зарегистрировались на букинге, но хороших вариантов среди них мало. Могу посоветовать только два, проверенные мной и моими гостями лично:
Отели среднего класса
В среднем бюджете 40-60 долларов за номер тоже на самом деле, не так много хороших отелей. Большинство старые и работают с турагенствами, в системы бронирования они размещают лишь 1-2 номера, хотя на самом деле номеров десятки. Яркий пример очень хороший отель Cafe Lawa Hostel, с которым я работаю долгие годы, размещая в там туристов. Вот, посмотрите сами на румгуру — считанные номера.
Но самом деле, номера могут быть, нужно бронировать их по ватсапу. Цена за номер супериор обычно 650тысяч рупий, может несколько отличатся в зависимости от сезона.
Виллы
Не ведитесь на слова «вилла». Полноценных вил, таких как на Бали, или в Бату возле Бромо нет. Возможно, пока нет. Сейчас вод словом «вилла» подразумевается обычный деревенский дом с несколькими комнатами. Там может быть очень простой интерьер, совсем не как у балийской виллы. Лучший вариант из такого плана жилья — это домики на две комнаты у Villa Rumah Bromo. Это далековато от Cemoro Lawang, но место отличное и там тепло по ночам.
Отели класса люкс
Такой по сути только один. Однозначно лучший вариант проживания на Бромо, если у вас есть лишние 80-100 долларов за ночь.
Другие варианты жилья
Мир не стоит на месте и возможно, в ближайшее время появятся новые хорошие варианты. Смотрите сами в системах бронирования.
. .Следует отметить, что если вы хотите пойти на Бромо пешком, то селиться нужно максимально близко к кратеру: переключите поисковики в режим карты и смотрите ближайший подходящий вам вариант.
Другие статьи по Бромо и его окрестностям
- Лучшая смотровая на вулкан Бромо
- Penenjakan и другие смотровые на вулкан Бромо
- Puncak B29 – альтернативная смотровая на вулкан Бромо
- Баток
- Видодарен, Курси и другие горы, примыкающие к Бромо
- Восхождение на Семеру
- Водопад Мадакарипура — бонус, для посещающих Бромо
- Иджен — кратер, с которым обычно комбинируют посещение вулкана Бромо
Во-первых, спасибо! Как всегда толково и по делу.
Пара вопросов:
1. Хочу остановиться в Проболинго (просто потому что не самый маленький город и близко). Это хорошо?
2. На Аэроксе будет удобно? Дороги не очень плохие? Особенно интересует дорога около фри энтранса. 😉
Привет! Пожалуйста! Отвечаю:
1. Лучше поближе к вулкану в Cemoro Lawang
2. Что такое Аэрокс?
Будет очень сложно, но возможно на Yamaha Aerox…
Байк, Yamaha Aerox. Собрался ехать с Бали, где сейчас проживаю. Бромо, Севу и вокруг Джокьи. Может и до Джакарты съезжу.
И ещё: на Гугл Картах масса смотровых. Они ведь находятся на на территории парка и туда можно попасть без билета? Не совсем ясны границы национального парка, а точнее места, куда можно попасть бесплатно.
Я подумываю выехать с Бали ночью, чтобы к утру приехать в Банюванги и дальше до вечера успеть к Бромо. Отель хочу подобрать чем можно ближе к Бромо. Поспать и следующий день поездить по смотровым и, желательно, через фри энтранс попасть в сам парк. Примерно так.
Был там в Январе этого года, ехал от Джгжи на байке, контроль лютый, уверяли меня что 3 недели после Нового Года, это праздники и с меня 320 000. Просил, умалял — не а, не пустили. Тогда я подождал большую группу туристов, и когда они покупали билеты, сел и рванул без билета, в жопу такие цены… Хотя было стрёмно, так-как местного, который пытался прорваться, ногой сбили с байка, сказывается близость к Бали видимо, индонезиец в этих краях лютует.
Кстати, 10 человек в Джогдже сказали что я убьюсь там на пепле на байке автомате, а я врум-врум, и доехал, да ещё и с пассажиром. Радует что местные, по дороге, человек 20 завалилось, а я нет, хоть и не байкер.
Иван, благодарю тебя за ценную информацию. Очень детально все расписываешь.
Подскажи, есть ли возможность проехать к Бромо на своём байке или же покататься по обзорным площадкам?
Спасибо, Андрей! Да, можно проехать и к самому Бромо и к обзорным площадкам.