Поскольку времени в Баджаве у нас было навалом, то помимо вулкана Инере, кратера Ваво Муда и пляжа Аймере мы заехали и в традиционные деревни народа нгада. В окрестностях Баджавы traditional village несколько: на юге находятся Langa, Bela, Bena, Luba и Nage, а на востоке расположена Wogo. В последнюю мы не ездили, а вот южные деревни посетили.
Указатель на деревню Bena будет сразу при выезде из Баджавы на трансфлоресский хайвей. Ехать до первых деревень Langa и Bela около 7 километров. Затем 12 километров и будут деревни Bena и Luba. Самая отдалённая деревня Naga расположана ещё в 7 км к югу. Дороги асфальтированные и неплохие по качеству. Указатели есть, и если что дорогу всегда подскажут местные.
Содержание статьи
Desa Adat Ngada
Посещение деревень платное по добровольно-принудительному принципу. В каждой деревне есть дом старейшины, где ведётся гостевая книга, где записывается, кто такой, откуда и сколько дал детям на конфеты. Обычно дают 2000, 5000, 10000 рупий. Ну и вот, собственно рядышком ящик для пожертвований.
Я бы не сказал что деревни особо аутентичные, особенно деревня Бена. Здесь явно всё делается для туристической паказухи.
Женщины примерно сидят на верандах и ткут икат — традиционную ткань, окрашенную узелковым методом. Что это такое и в чём крутость узелкового окрашивания я до сих пор сам не понимаю, но выглядит красиво.
Старики увлеченно жуют бетель и толкут в ступках известь для оного.
Ну а ребятня весело гоняет в футбол.
Вратарь вот только нифга не ловит мячи заскучал.
Мужиков в деревнях почти не видно — кто в полях, кто на рыбалке, а кто и батрачит где.
В деревне Bena есть даже магазин Surya, типа нашего ларька, где можно купить минимальный набор продуктов – печенки, воду и конфеты, чипсы. Деревни Bela и Luba выглядят наиболее аутентично и туристической показухи там меньше.
Вначале мы посетили деревени Bela и Bena, а потом поехали на горячие источники Malanage Mata Air Panas. После чего думали найти что-то хорошее в самой удалённой деревне Naga, но она оказалась вообще достаточно цивильной деревней с мотобайками и крытыми оцинковкой крышами домов… И уже к вечеру мы посетили деревню Luba, что недалеко от Bena. Эта деревня понравилась мне больше всего, здесь мы встретили интересную бабушку, которая что-то сообщала нам жестами. Бабушка явно не простая, глаза у неё очень добрые, а движения наполнены особым каким-то смыслом и силой, что сразу заметно и чувствуются чуть ли не кожей.
Народ нгада, живущий в этих деревнях является потомками коренного населения острова. Говорят они на языке нгада, особенностью которого является полное отличие приставок и суффиксов. Впрочем на общеиндонезийской бахасе тоже многие говорят. Нага проживают в центральной гористой части Флореса, их численность около 60 тысяч человек.
Не все нага живут традиционным укладом – молодежь уезжает в города Флореса, на Яву, но всё же иногда и в обычных деревнях центральной части острова встречаются характерные дома и религиозные символы нгада.
Кстати, о религии. Оная у нгада представляет собой смесь традиционного анимизма и католичества. Если спросить у них какой вы веры, то они отвечают – «Католики». Христианство представлено у них небольшим алтарём с девой Марией и распятием, находящемся обычно на холмике или искусственном возвышении. А так же встречаются изображения Христа, развешанные в деревне. Широкое распространение католичества на Флоресе вообще и среди нгада в частности объясняется тем, что португальцы-миссионеры ошиваются здесь еще с 16-го века.
Анимизм олицетворяют bhaga – небольшой домик, вместилище душ предков женского пола, символизирующий женское божественное начало, нерушимость домашнего очага и вечную жизнь через преемственность поколений.
И ngadhu – деревянный столб с покатой крышей, похожей на грибок, вместилище душ предков мужского пола. Внутри грибка есть перекладина в виде рук держащих меч и копьё, она соединяет столб и крышу. На столбе так же есть изображение лица, а на самой верхушке конструкции иногда располагается человеческая фигурка.
Количество нгаду и бага соответствуют количеству родов или семей в деревне, расположены они в центре деревни.
Схема у всех деревней одна: два ряда домов, расположенных друг напротив друга, а между ними площадь с мегалитами и рядами нгаду и бага.
Мегалит отмечает место захоронения старейшины, важного предка или основателя рода.
Середняков и простолюдинов, видимо, хоронят по-христиански.
Традиционный дом нгада называется сао и разделён на несколько комнат – ритуальную, кухонную и спальни. В доме могут проживать одновременно 3 поколения. Каждый дом обязательно снабжён верандой, на которой женщины днём занимаются различными делами по хозяйству. В сао посетителям деревень доступ закрыт, хотя если подружиться с кем-нибудь, то, думаю, можно напроситься.
При постройке дома обязательно приносят в жертву буйвола. Его рога потом вешают на новострой.
Этот ритуал периодически повторяется и вертикальная конструкция из рогов постепенно растёт.
В деревнях есть два дома, которые отличаются от остальных наличием на крыше одного маленькой модели традиционного жилища, а другого – фигурки человека.
Эти дома, как вы уже наверно догадались, символизируют женское и мужское начало.
А вот что символизируют лучи на крышах бага установить не удалось. Может кто-нибудь знает?
На окраине одной из деревень были найдены миниатюрные нгаду и бага. Почему они оказались там и почему такие примитивные остаётся загадкой…
В деревнях разложены для просушки зёрна кофе.
Бамбук.
И какие-то орехи, возможно бетель.
Из крупных домашних животных в деревнях замечены лошади и свиньи.
Курицы вездесущи.
Так же как и собаки.
Сами жители деревень не особо приветливы, но и не враждебны. Видимо они уже привыкли к туристам, тычущим в них объективами зеркалок. Детишки на Флоресе очень непосредственные и очаровательные. Чада нгада не исключение!
Рекомендую к посещению деревню Bena, хоть она и самая туристическая, но большая, красивая и многоуровневая. Так же хороша Luba с бабушкой-шаманкой. Ну а после них можно проехать на горячие источники Malanage Mata Air Panas.
Как добраться
В Баджаву можно прилететь на самолёте с Бали. Так же ходит множество автобусов из Лабуан Баджо и Энде. Ну а лучшие способы путешествовать по Индонезии:
Где жить
Обзор проживания в Баджаве пока не делал, в Интернете для бронирования доступен лишь Hotel Happy Happy.