В столицу малайского штата Сабах я прилетел из города Мири. В отличие от аэропорта Кучинга, где надо прогуляться километра полтора от аэропорта до шоссе чтобы сесть на городской автобус, в Кота Кинабалу автобус подъезжает прямо к залу прилёта терминала №3, куда приземляется Air Asia, Cebu Pacific и местные рейсы Malaysia Airline. Автобус № 16а, стоимостью 1,5 рингит из аэропорта прибывает на автобусный терминал Wawasan, откуда в пешей досягаемости оказывается центр города.
Содержание статьи
Kota Kinabalu
Кота Кинабалу – город молодой и берёт своё начало от рыбацкой деревеньки Апи-Апи (огни), основанной в 1882 году. Через несколько лет деревеньку выбрали базой Британской компании «Северное Борнео», переименовали в Джессельтон и начали быстро развивать и застраивать. В 1968 году это место получило своё современное название, но официальный статус города был присвоен Кота Кинабалу лишь в 2000 году. В настоящее время КК является самым большим городом на Борнео – его население составляет 618 тысяч человек. Несмотря на это внушительное число, центр города компактен и легко обходится пешком.
Так же как и Кучинг, город мне понравился. Тут очень приятно находится: чистенько, цивилизовано, много красивых людей.
Я остановился в городе на 9 дней. Жил в хостеле Borneo Global Backpackers один в четырехместном боксе за 20 рингит в сутки. Жаль вай фай был только в лобби. А так там хорошо: чисто и уютно – жить можно. Ещё и завтрак был включён в стоимость.
В самом Кота Кинабалу достопримечательностей не так уж много. Но зато его окрестности знамениты самой высокой горой Юго-Восточной Азии (исключая пики Новой Гвинеи) – Кинабалу, национальным островным парком The Tunku Abdul Rahman, традиционными деревнями, единственной на острове железной дорогой и интереснейшим зоопарком Lok Kawi Wildlife Park с харизматичными обезьянами-носачами. В Кота Кинабалу меня угораздило простыть, в следствие чего болело горло 3 дня, поэтому никуда, кроме зоопарка, я не ездил, зато вдоль и поперёк исходил город.
КК рассчитан на автомобилистов – дороги хорошие, широкие, но тротуаров на большинстве нет – ходить приходится по обочине.
С другой стороны, на улице Апи-Апи 2, соединяющей Wawasan Plaza с Warisan Square Shopping Mall, на пешеходной дорожке установлены навесы от Солнца, как в Сингапуре.
Эта пешеходная дорожка тянется дальше до самой Suria Sabah – самого современного городского торгового центра.
Внутри этого ТЦ есть замечательный фуд-корт с вай фай и шикарным видом на бухту. Там я частенько обедал, разглядывая пристань.
Суперсовременные центры соседствуют со старой городской застройкой: на первом и частично втором этажах этих зданий расположены магазинчики, а выше живут люди.
Самым излюбленным местом туристов в Кота Кинабалу является филиппинский рынок, где торгуют рыбой. Расположен он рядом с Central Market, прямо у пристани. Ассортимент весь свеженький, только что выловленный из Южно-Китайского моря. Чего тут только нет!
Крабы.
Лангусты.
Кальмары.
Скаты.
И конечно рыба всех видов и размеров.
Есть уже разделанная и порубленная на куски.
Вегетарианцы порадуются кучам разнообразных водорослей.
Рядом с филиппинским рынком расположен крытый Central Market – в нём и рядом с ним торгуют фруктами и овощами. Цены на фрукты после дешевейшей Суматры показались мне через чур высокими, поэтому я брал в основном одни бананы и рамбутаны.
По вечерам, недалеко от рыбных рядов разворачивается ночной рынок, где всё дневное чешуйчато-хитиновое великолепие жарится на углях и аппетитно раскладывается на прилавках.
А с 15 до 18 часов на улице Tujuh Belas, примыкающей к KK Plaza возникает сладкий рынок. Тут торгуют десертами, фруктами, выпечкой и традиционными малайскими сладостями. Местечко очень популярно и под вечер здесь бывает не протолкнуться. Над улицей расположены пешеходные мосты, откуда я частенько устраивал фотоохоту на малайские лица. Вот общий вид этого места.
Ещё одно замечательно место для прогулок – морская набережная. Напротив филиппинского рынка в море красуются рыболовные судна. Часть улова отправляется прямиком на Philippines Market, часть развозится по внутренним территориям штата Сабах.
Рядом с улицей Tun Fuad Stephen расположена статуя рыбы-меч.
А ближе к Watarfront Explanade красуется дельфин.
Живых морских пернатых тут тоже можно встретить.
Ну а вечером на набережную подтягиваются любители созерцания закатов.
After Sunset можно подняться на бесплатную обзорную площадку Signal Hill Observatory и полюбоваться на вид вечернего города с высоты птичьего полёта.
Можно забраться на эту площадку и днём — вид открывается не хуже.
Разрекламированная часовая башня Atkinson Clock Tower, построенная чуть больше века назад, впечатления не произвела. Зато очень понравились мечети. В городе их две. Sabah State Mosque находится рядом с музеем штата и легко достигается пешком из хостела Borneo Global Backpackers. Это крупнейшая мечеть в Сабахе.
Минарет её украшен настоящим золотом.
Городская мечеть (City Mosque) расположена в 5 километрах от центра города в районе бухты Likas по дороге к гипермоллу 1Borneo. Добраться сюда можно на городском автобусе 5A за 1,5 рингит с Wawasan, но ходит он редко. Я шёл пешком из центра целый час.
По пути запечатлел типичные малайские средства передвижения.
И не очень типичные.
В сумерках подошёл к мечети.
С трёх сторон City Mosque окружает вода – очень красиво!
Обратно в город я добрался автостопом. Водитель высадил меня на Gaya Street – местном чайнатауне. Едальни здесь после заката битком набиты китайцами.
Рядом с чайнатауном расположена улочка Enam Belas – тут есть несколько баров, клубов и какая-никакая ночная жизнь.
Нельзя не рассказать об одной борнейской особенности. Как-то раз вышел в воскресение днём покушать… А на улице такая картина.
Всё закрыто, никто не работает – воскресение на Борнео – это ВОСКРЕСЕНИЕ. Почему так – непонятно, страна же мусульманская. Но факт остаётся фактом: в воскресение большинство заведений закрыто, народу на улицах мало, видимо, все устают за будни и в воскресение дружно тянут ляжки.
Жил я недалеко от речки, через которую каждый день ходил в центр города. На речном берегу домики, конечно, победнее, чем в центре.
Но спутниковые тарелки есть у всех.
Некоторые деревянные дома похожи на традиционные даякские лонгхаусы.
По всей Малайзии много строек и Кота Кинабалу не исключение – тут и там растут большие многоэтажные дома.
9 дней в Кота Кинабалу пролетели быстро: прогулки по городу, фотоохота за лицами, яркие краски Хари Райя, поездка в зоопарк… Город очень комфортный и приятный для зависания. Туристов тут мало, большинство иностранцев использует КК просто как транзитный пункт на пути к островам, традиционным деревням и национальным паркам. Кота-Кинабалу город-побратим Владивостока, не знаю как они связаны, но русские тут встречаются, может быть, даже и из братского города заезжают… Как видите, даже русские туры тут уже организуются…
Как добраться
Самый простой способ добраться в Кота Кинабалу — это перелёт из Куала-Лумпура. Рейсов много каждый день и ценник не высокий.
Есть ещё паром с Филиппин (Замбоанга) в город Сандакан, но он довольно дорог — от 50 долларов и в пути около суток. Попадание через Индонезию тоже возможно: с островов Таракан и Нанукан ходят катера в городок Тавау, что в 10 часах езды от КК.
Где жить
Всё имеющееся в КК жильё представлено в Интернете. И зачастую забронировать гест или отель получается проще и дешевле, чем искать не месте.
.КК — город современный, поэтому небезызвестный Airbnb отлично там работает! Кстати, если вы там ещё не зарегистрированы в этой суперполезной системе, то пройдя по моей ссылке при регистрации получаешь подарочный бонус в размере 32 долларов, который можно использовать при первом бронировании жилья. Отличный подарок за пару кликов!
.Чем заняться
- Получить новую визу Индонезии — большинство русских приезжают в КК именно за этим.
- Сходить в зоопарк
- Залезть на гору Кинабалу, высотой более 4х километров.
- Просто погулять по городу — он очень хорош для пеших прогулок.