Ещё весной 2014 года ко мне поступило удивительное предложение: организовать поездку на Суматру для православных паломников. Со мной вышли на связь Ирина и Катерина, организаторы туров в центре международного паломничества «Покров». Поездку предстояло организовать в виде автобусного тура от Медана до Паданга с заездом в связанные с православием места. Следует уточнить, что обычно я не занимаюсь организацией подобного рода поездок и предпочитаю бекпекер-стайл, но решил сделать исключение, тем более мне самому было интересно, что же из этого получится…
А получилась практически сплошная импровизация на ходу, как и в бекперкерском варианте! Мы долго не могли выйти на связь с основателем Православной церкви в Индонезии архимандритом Даниилом (Bambang Dwi Byantoro). Он был в командировке в Америке и не отвечал на любые запросы. Даниил вернулся в Индонезию буквально накануне приезда группы. Ирина пригласила его поучаствовать в литургии на Яве и в нашем путешествии по Суматре. Он согласился, но опять же было не известно до самого последнего момента когда Бамбанг прилетит на Суматру и каким образом нам его подхватить…
Вообще, поездка православных паломников состояла из трёх частей: Индии, Явы и Суматры. По Яве их сопровождал Михаил, по Суматре я и по Индии ещё один гид. Я расскажу подробней о суматранской части нашего путешествия.
Для начала немного легенд для затравки. А может вовсе и не легенд, а самой настоящей были – кто ж его знает, какие секреты скрываются под пылью веков? Есть сведения, что в 6-8 веках в городе Барус был развитый порт, имевший связи с Индией, Ближним Востоком и Китаем. И что в то лохматое время там уже проповедовали сирийские священники. Но после того как последние их представители скончались, новоиспеченое православие оказалось в изоляции и постепенно полностью вытеснилось исламом и христианством других конфессий. В местечке Лубух Туа, где располагался этот древний порт, по местным преданиям где-то в лесу находится якорь одного из тех сирийских кораблей. Но пока его ещё никто не нашёл… Говорят, это способен сделать только святой…
Вторая волна православия появилась в Индонезии в конце 50-х годов прошлого века с приходом русских эмигрантов с севера Китая. Православие долго скрывалось в подполье, пока в 1991 году не было юридически признано. В последнее время стали открываться новые храмы в различных городах Явы, так же есть приходы на Суматре, Сулавеси, Папуа. Количество прихожан так же растёт и уже превышает 2000 человек.
Путешествие по Суматре включало в себя связанные с христианством точки и только Букиттинги вошёл чисто в качестве культурного пункта. К тому же оттуда близко ехать в аэропорт Минангкабау.
Автобус я арендовал через друзей в Букит Лаванге. В 11-местном Isuzu Elf нам предстояло провести множество часов на предстоящей неделе, так как маршурт был не простой, с многочасовыми переездами по раздолбанным суматранским дорогам. Из аэропорта Куала Наму мы прямиком поехали в Букит Лаванг. Но посмотреть орангутангов нам не удалось – река разлилась, переправа на другой берег стала невозможной, а идти в обход или в трэккинг у нас не было времени, так как на следующий день предстоял переезд в Берастаги.
Между Меданом и Берастаги есть местечко, где вдоль дороги продают летучих лисиц, калонгов. Такие кадры пропускать было нельзя и мы сделали остановку.
Судьба рукокрылых незавидна – их съедят.
Есть поверье, что мясо летучей лисицы помогает от астмы и прочих связанных с дыхательной системой заболеваниях… Можно тут же зажарить или сварить суп. Одна лисица – одна порция. Стоит реально 150000 рупий, туристам заряжают 250000.
На следующий день предстоял ещё более длинный переезд на озеро Тоба с заездом в Медан, так как отец Даниил неожиданно определился с планами и решил присоединиться к группе на весь дальнейший путь. Помимо этого, в Медане в тот день проводилась литургия в храме Сергия Радонежского и мы хотели в ней поучаствовать.
Литургия прошла на ура, хотя прихожан было совсем не много.
Зная индонезийцев, могу предположить, что многие просто постеснялись придти. Позже мы встретили Даниила и все вместе помчались на озеро Тоба. Кстати, после встречи с ним наши планы в очередной раз поменялись и мы добавили в маршрут Барус. Из-за прокола колеса едва-едва успели к последнему паромчику на Самосир. Мы уплыли, а водитель с автобусом остались ждать в Парапате.
Утром съездили к каменным креслам и гробницам в Томок и снова в автобус, снова в путь… Следующая остановка – могила короля Сисингамангараджа 12, прославившегося своей борьбой с голландцами.
Едем дальше, в горячие источники Сипохолон.
А потом ещё многие часы трясёмся по экстремальной дороге в Сиболгу.
Следующий день был самым импровизационным в нашей программе. Никто толком не знал куда мы едем и что ищём. Как это часто бывает в Индонезии, всё сложилось самым лучшим образом, стоило лишь бросить ментальные вожжи и положиться на волю божью. Местные ребята сопроводили нас в местечко Лубух Туа, где как раз и располагался древний порт. Конечно, никаких следов православия мы здесь не нашли, но видели ямы от раскопок японцев и французев. В 90-х годах они нашли здесь множество монет, керамики и прочих вещей, большая часть которых была передана в музей Сиболги, но потом рассосалась в неизвестном направлении…
Мы посетили предполагаемое место дислокации старой церкви, а так же уединённый живописный пляж, где заточили замечательную морскую рыбку, искупались и познакомились с местным населением.
Только расслабились и снова утомительный переезд, на сей раз в город Паданг Сидемпуан, где мы заночевали. Весь следующий день мы тоже провели в пути – ехали в Букиттинги. Из-за проколотого колеса приехали уже в сумерках. Поэтому на легендарный базар не успели.
Ранним утром группа улетела в обратный путь, а я остался встречать моего друга из Тюмени, с которым мы отлично покатались по Западной Суматре и не только. Но это уже совсем другая история…