Реог Понорого — танец, который я жаждал посмотреть уже несколько лет. Звёзды наконец-то сошлись в октябре 2017 года и я его таки увидел! В то время я был занят с туристами и нам не удалось посмотреть гранд-фестиваль в городе Понорого, но мы увидели импровизацию на тему в одной из деревень в районе Понорого.
История реога довольно древняя, по самым скромным подсчётам танцу более 600 лет, а по нескромным — пару тысяч. Есть несколько легенд о его возникновении, наиболее распространённую можно прочесть у главного специалиста по истории Индонезии — Михаила Цыганова. Я же историю и все интересные факты оставляют на десерт, так как реог требует тщательного изучения на месте, например, во время ежегодного фестиваля в Понорого, когда проводятся самые масштабные представления. Насколько плотно танец переплетён с кеджавеном (древняя доисламская и доиндуистская духовная практика Явы), кто такие Warok & Gemblak и что за «педерастия» творилась между ними, почему малайцы присваивают реог себе, как и зачем танцоры входят в транс — вопросов у меня много. Будут ли ответы… Посмотрим.
Повторюсь, что я ехал с туристами по маршруту Джокьякарта — Сурабая и по пути мы как раз собирались попасть на фестиваль в Понорого, но был последний день фестиваля и представления уже закончились. Нам повезло увидеть лишь реог в одной из деревень по пути.
Визуальная основа реога — маска льва в окружении павлиньих перьев.
Это Сингабаронг — существо в яванской и балийской мифологии, про которого тоже надо по хорошему писать отдельную статью чтоб более-менее раскрыть тему. Такая маска может достигать веса 60 килограмм. А эти деревенские, нам сказали до 40, самая большая.
В оригинале танцор держит маску зубами, но есть так же вспомогательные ручки сверху и по бокам.
Наше деревенское представление началось с речи «балетмейстера».
Маски в это время лежали в сторонке.
Стоит заметить, что этот танец был очень «деревенским» и сильно отличался от стандартной схемы реога с тремя актами.
Тут всё смешалось в одном акте и смешалось в очень вольной интерпретации. Первая часть с Bujang Anom была пропущена и началось всё с девушек Jathil, но без коней. Даже бамбуковых.
Но девушки красивые — зачёт!
Танцор, изображающий Сингабаронга, Warok подготавливается одеть маску.
Маски надеты — в бой, Сингабаронги!
Под строгим надзором «балетмейстера».
Высший пилотаж был — упасть со своей много килограммовой маской навзничь и подняться потом. Это было сложно. Но все справились!
«Балетмейстер» спуска не даёт!
Bujang Anom должны были сделать первый акт, но тут они просто скромно стояли в сторонке.
Иногда делали страшное «буууу».
Главный Warok охмуряет Jathil.
Как он её в поясок поцеловал по-джигитски. Вах!
В общем, мне этот реог показался очень вольной импровизацией на тему. Вот даже дядька «балетмейстер» задумался на тему расхождения с канонами.
Танец ничего не прояснил, в трансе никого не было, силы и древней мощи я не почувствовал, так что в этом году постараюсь попасть на главное представление в городе Понорого и посмотреть оригинальную версию. Фестиваль танца реог обычно проводится в октябре. Присоединяйтесь! Пишите в комментах, если собираетесь на реог.
А пока констатирую что реог по-прежнему хранит для меня свои загадки и манит превратить их в отгадки.
«так что в этом году постараюсь попасть на главное представление в городе Понорого и посмотреть оригинальную версию. Фестиваль танца реог обычно проводится в октябре. Присоединяйтесь! Пишите в комментах, если собираетесь на реог.»
Я очень хочу попасть на этот танец. Иван, какого числа в октябре 2018 года будет этот праздник?
Привет, Инна! Пока нет расписания на этот год.
а где можно узнать дату на этот год???
Загуглить.
Не маска льва, а маска тигра это. И сделана она из натуральной шкуры суматранского тигра
Да, хотелось бы увидеть танец с трансом и выходом из него.