Один из самых странных и необычных ритуалов в стране, кебо-кебоан (kebo-keboan) проходит на землях народа осинг в районе Баньюванги. Осинги до сих пор сохранили свою изначальную индуистскую веру, пусть и не в таком полном объёме, как балийцы, или тенгеры. Самый малонаселённый угол Явы хранит в себе много загадок и секретов… И не смотря на то, что из Маланга ехать сюда не ближний свет, узнав, что скоро будет эта церемония, я подорвался и поехал. Заодно ещё и пляж Pulau Merah посмотрел.
Содержание статьи
Кебо-Кебоан
Стоит отметить, что на Яве проводится два схожих ритуала: Keboan (Кэбоан) в деревне Aliyan и Kebo-Keboan (Кэбо-Кэбоан) в деревне Alasmalang. Между ними есть несколько существенных различий: разная дата и место проведения, различия в легенде о возникновении этой традиции и самое главное — все актёры, играющие роль быков в Aliyan выбираются духами предков и все они впадают в транс во время представления, а в Alasmalang актеры выбираются старостой деревни и в транс впадают далеко не все из них.
Keboan в Alyan я в тот год профукал посмотрел только на следующий, а вот Kebo-Keboan повезло увидеть.
Так как начало праздника утром, я выехал за день до начала и заночевал в очень приятном маленьком городке Genteng.
Следующим утром, 1 октября 2017 года, поехал в Alasmalang. Было довольно многолюдно: множество байков, машин, людей, прямо как на Suroan в Гунунг Кави.
Иду от парковки к месту проведения церемонии.
Познакомился с чувачками-организаторами. Они мне много рассказали и провели на перекрёсток возле мечети, где церемония начинается. С каждых сторон перекрестка установили бамбуковые ворота, увешанные символами урожая: пучками риса, баклажанами, кабачками и прочими культурными растениями.
В начале, конечно же, были танцы.
Какие-то местные, характерные для Аласмаланга.
Красочно, ярко, экзотично — эти эпитеты подходят ко всем индонезийским танцам и данный не стал исключением.
Это был типа приветственный танец для гостей, а следующий — подношение богине Sri.
Есть определённое сходство с танцами в Гунунг Кави на Суроан.
Только основа подношения не листья банана или плетёные корзиночки, а керамика, вероятно потому, что ближайший город Genteng один из самых крупный яванских центров производства керамики и черепицы.
Танцы сопровождались звуками гамелана.
Было множество фотографов и журналистов.
Староста деревни.
Ведущие мероприятия.
А это мэр города Баньюванги. Сладкоголосый, обещающий — всё как и положено мэру. Второй раз я его видел на церемонии Gandrung Sewu, там он говорил тоже самое, лишь текущие географические названия в речи поменял.
После выступления мэра и религиозных деятелей, староста провёл ритуал перед богиней Сри и затем высокие гости сели в кружок и стали жрать всякую ритуальную еду. Многие из тех блюд я раньше никогда не видел, но что это спросить в том момент было не у кого…
После трапезы пошла подготовка к собственно ритуалу Kebo-Keboan, ну а я пока расскажу вам о том, откуда же эта интересная традиция появилась…
В 18 веке случился в деревне Alasmalang страшный неурожай и эпидемия среди людей. Ничего не помогало, только хуже становилось с каждым днём… В отчаянии, староста Mbah Karti ушёл на горы медитировать. И пришло к нему видение провести ритуал Kebo-Keboan и прославить богиню Сри. Только провели — всё и наладилось! С тех пор и повелось каждый год наряжать мужчин в быков и хвалить Деву Сри за обильный урожай. Жители деревни Alasmalang до сих пор убеждены, что если не провести ритуал, то болезни и неурожай вернуться!
Поэтому каждый год, в воскресение между 1 и 10 числами яванского месяца Suro, около 18 мужчин надевают короткие чёрные штаны, мажут тело в черный цвет, украшают себя искусственными волосами, рогами, колокольчиком и входят в образ буйвола. Они тупо прут вперёд, иногда бросаются в толпу, мажут зрителей сажей, корчат гримасы. Чтоб «буйвол» не наделал дел, к нему привязан поводок, с помощью которого им управляет человек, ряженый в крестьянина. Причём, если буйвола играет молодой мужчина, сопровождающий его крестьянин должен быть пожилым и наоборот: если буйвол в годах — то его поводырь молод.
Тем временем организаторы включили мощный насос и перекрёсток заполнился водой, в некоторых местах выше щиколотки. Это символ залитого рисового поля.
«Черти» появились внезапно…
Народ резко отпрянул по сторонам и прижался к стенкам домов.
Буйволов в трансе было не много. Но были…
Как я понял, процессия обходит перекрёсток со всех сторон: сначала с севера на восток, поток с востока на юг и с юга на запад. За буйволами шли ряженые в драконов и других существ.
Так же была и богиня Sri, которую несли на носилках.
В отличие от Гунунг Кави, где действо происходит на арене, окруженной лавочками, тут всё более живое: перекрёсток, лужа с грязью. Никаких помостов, никаких удобств для зрителей. Поэтому давка и не пойми что… Снимать в таких условиях очень не просто!
Снова идут. С юга на запад.
Ещё один буйный.
А это «блевотики».
Затем действо перемещается к западу от перекрёстка, там где лужа с грязью и помост для высоких гостей.
Сбоку от помоста и лужи ещё один помост — для актёров. Там происходило театрализованное представление с участием красавицы Деви Сри.
Суть я не ухватил толком (если в двух словах — то прославление Dewi Sri за богатый урожай), так как был далековато, смотреть приходилось вставая на цыпочки, а снимать подняв фотоаппарат над головой. Поэтому снимков тоже особо нет.
Тут тоже быки в трансе попугали немного народ.
Но были и няшные особи.
После покушения на зрителей буйволы ушли меситься в поля. Сначала неохотно.
А потом всё с большим азартом.
Пока не пошёл наконец ацкий замес с участием зрителей и фотографов.
Девчоночки-красавицы не пострадали. Хотя у многих зрителей лица размалёваны сажей.
Короче, было классно!
Потом быки пустились в пляс с колоритными бабульками.
— Бабушка, можно Вас на танец пригласить?
— Что ты, внучек, я только с быками танцую!
На сцене появился самый колоритный и толстый бык, визитная карточка Кэбо-Кэбоана. Во всех репортажах с этого праздника его морда мелькает.
Ну я не упустил случая сфоткаться с звездой!
Действо подошло к концу: быки идут отмываться, зрители расходятся (кто-то тоже идёт отмываться). Музыканты играют прощальные мелодии: до встречи в следующем году!
Информация для посещения
Посещение бесплатное. Парковка мотобайка 5000 рупий.
Как добраться
Лучше ехать на своём байке или машине, но достаточно просто добраться и на общественном транспорте. Самое удобное и быстрое попадание — поездом из Маланга, Проболинго или Сурабаи. Ехать до станции Rogojampi. Скорей всего придётся там заночевать, в отельчиках возле станции (есть на карте Google). От парома с Бали на поезде ехать всего полчаса. То есть, если с Бали, то после парома можно заночевать в Баньюванги, а утром доехать до места назначения. Билеты на поезд нужно брать заблаговременно! Если опоздали с билетами на поезд, легко добраться и на автобусе из Баньюванги, Маланга, Сурабаи, так как Alasmalang находится рядом с трассой №3 по которой ходит куча всяких автобусов.
Где жить
Самый широкий выбор жилья поблизости в городе Баньюванги. Но есть пара отелей и совсем рядом — в городке Genteng, который мне очень понравился (прежде всего чистотой, корейским и итальянским кафе). Я жил в Ramayana Hotel за 100 тысяч рупий. Его нет на букинге. Чуть за Гентенгом расположен весьма туристический городок Kalibaru — там довольно большой выбор отелей и место гораздо более приятное и зелёное, чем город Баньюванги.
Другие статьи по Иджен и его окрестностям
Путеводитель по Иджен
Бромо — вулкан, с которым обычно комбинируют посещение кратера Иджен
Бердвочинг на Иджен
Kawah Wurung – интересная локация рядом с Иджен
Air Terjun Blawan и горячие источники возле Иджен
Восхождение на гору Rante (Ranti) возле Иджен
Танец Гандрунг Севу
Ритуал Кебоан в Aliyan
В Aliyan сгоняй. Я там снимал kebo-keboan пару лет назад, надеюсь, с тех пор ничего не изменилось: да, все «буйволы» в трансе, валяются в грязи, бодаются, крутят какое-то подобие puncak silat, жуют сено, потом им же блюют. Dukun всё это дело проводит. Кстати, я там другую легенду слышал — что якобы Dewi Sri привела к ним первых буйволов, когда они ещё не ведали одомашнивания животных, и потому бедствовали. Буйволы, понятно, были с божественным оттенком, вот с тех пор и вселяются в кого попало.
Привет, Марк! Да, планирую туда сгонять в этом году. По поводу поездки на Taka Bonerate на лодке я тоже в плюсах если что…