Тогеаны на байдарке «Гарпун» — как это было

В первой половине ноября 2016 года я с напарником Романом Матвиенко из Харькова совершили байдарочный поход на архипелаге Тогеаны. Чёткого маршрута и каких-то конкретных целей у нас не было, поэтому мы бывало корректировали курс по обстоятельствам и своим желаниям. Техническое описание похода написано моим напарником. Байдарка (Гарпун производства фирмы АкваГрафика) тоже принадлежит Роме. Мои дополнения и комментарии внесены в текст курсивом.

Содержание статьи

Общие сведения

Маршрут проходили в Индонезии, на острове Сулавеси. Океан Тихий. Море Maluku. Залив Tomini. Группа островов Togeans. Месяц ноябрь, первая половина. Ноябрь вполне подходит для маршрута. Ветра и осадки для этого времени весьма умеренные. Данные по погоде для планирования брались тут на сайте Weatherbae.

Средняя температура воздуха +27. 120 мм осадков. Средняя скорость ветра до 12 м/с. Количество ходовых дней 12. Длина маршрута приблизительно 210-230 км. В среднем в день проходилось до 25 км. С учетом ветра (а он если был, то был по невезению, всегда встречным) и температуры воздуха, возможных осадков матрасным этот поход не назовешь уже совершенно определенно. Средство передвижения байдарка Гарпун. Один экипаж, два человека. Группа самая мобильная, какая только возможна. Обязательно применение спасательных жилетов. Общие впечатления- маршрут очень хороший, масса красивых мест, подводный мир очень интересен. Много красивых рифов, глубина может быть просто смешной- по колено. Джунгли, мангровые заросли. Много красивых песочных пляжей. В отлив часто они все скрываются под водой или остается очень узкая полоска. К сожалению есть и мусор на этих пляжах. В основном пластик, приносимый волнами. Населения не очень много, но люди каждый день встречаются. Есть некоторое количество отелей. Заполнены они очень слабо. В некоторых вообще нет людей, в некоторых по нескольку человек. Встречаются и заброшенные или закрытые отели. Можно предположить, что всего отдыхающих на все Тогеаны несколько десятков. Очень доброжелательное местное население. Просто получаешь искреннее удовольствие, находясь и общаясь с местными. Исключительно приятные люди. Добираться достаточно долго, но сильно сложной всю транспортную логистику пожалуй не назовешь. С водой проблем нет. В деревнях можно купить либо бутилированную, либо просто набрать ключевую, которую пьют местные. Так же можно питьевой водой и разжиться в ресортах. Давали бесплатно.

Питались мы продуктами, которые я взял из Москвы (гречка и кускус). А так же закупились в местных магазинах и рынках. Я старался чтоб у нас всегда были свежие овощи, чтоб варить супы.

Суп

Готовили на бензиновой горелке, которую взял с собой Рома. Её периодически приходилось чистить, но в целом она справлялась с возложенными на неё задачами хорошо — каши получались вкусные.

Каша

Таким образом, на горелке мы готовили два раза в день, утром и вечером. На обед же обходились печенюшками и в первые дни ещё бананами.

Финансовые подробности по состоянию на ноябрь месяц 2016 года

Наиболее бюджетным оказался перелет, предлагаемый из Москвы авиакомпанией China Southern Airlines. Перелет из Москвы до Гуаньчжоу (с промежуточной посадкой в Вухань) и из Гуаньчжоу до Джакарты (и в обратном порядке назад, только без промежуточной посадки в Вухань) стоил примерно 500 долл. (если покупать билеты за два месяца до перелета). Перелет Джакарта- Макасар- Горонтало и назад в обратном порядке 120 долл. Остальное: паром Горонтало- Вакай и обратно, транспорт в Горонтало, спитбот из Бомбы в Вакай, продукты и мелочи может (при внимательном и экономном отношении) около 100 долл. Поэтому минимальный бюджет примерно может составить 720 долл. (без учета дороги в Москву и назад).

Дорога таким образом состоит из сегментов:

1) Москва (Шереметьево)- Гуаньджоу(Guangzhou Baiyun International Airport)- Джакарта(Soekarno-Hatta International Airport) и назад. Авиакомпания China Southern Airlines. При длительных стыковках (более 12 час ) предоставляют бесплатно отель и бесплатный трансфер от аэропорта до отеля и обратно. Необходимо при пересадке пройти пограничный контроль (выйти в Китай) и обратиться к специальному администратору авиакомпании (в Гуаньджоу он находится возле 20 -го гейта в зале прилета). Достаточно показать посадочные талоны (предварительный букинг не требуется). Предоставляют отдых в очень солидном гранд отеле с большими номерами. Норма багажа 2 по 20 кг + ручная кладь. Этого более чем достаточно по весу.

2) Джакарта(Soekarno-Hatta International Airport)-Макасар(Sultan Hasanuddin International Airport)- Gorontalo (Jalaluddin Airport). Авиакомпаний масса. Все как правило с пересадкой в Макасаре или как минимум с промежуточной посадкой в Макасаре. Авиакомпании Garuda, Batik Air, Lion Air, Sriwijaya Air. Рейсов много c утра до вечера. Билеты можно купить, например, пользуясь индонезийскими сервисами Tiket или Traveloka. У всех авиакомпаний норма багажа 20 кг плюс ручная кладь. На это водникам нужно обратить особое внимание. У меня получился при регистрации вес багажа на обратном пути 21,2 кг. Проблем не было. (Если бы такой номер случился на международном перелете на дальнее расстояние была бы огромная доплата) . Встречались с Иваном в аэропорту Gorontalo (Jalaluddin Airport). Поэтому нужно было учитывать весовые ограничения багажа. У меня была байдарка, гермы, весла, горелка. У Ивана палатка и другое бивачное снаряжение, небольшой запас продуктов.

3) Gorontalo (Jalaluddin Airport)- Gorontalo pier или Bambulan. Тут мы брали машину, есть сведения что ходит туда и автобус. Машина днем Gorontalo (Jalaluddin Airport)- Gorontalo pier стоит 75000 IDR с человека. Ночью приходится пользоваться бечаками (мототакси с тремя колёсами). Время движения около одного часа. До Bambulan машина идет два с половиной часа, сколько стоит не знаю. В Gorontalo можно поменять деньги в банках. Если есть желание, можно приобрести рыбные консервы. Все остальное можно без проблем купить в Wakai.

4) Gorontalo- Wakai. Тут ходит паром. По вторникам и пятницам в 17-00 отправление от Gorontalo pier. Прибытие в Wakai около 6-00. Цена 70000 IDR. У нас паром отправился не в 17-00 а примерно в 23-30 или 24-00 . Причина задержки, предположительно, сильная гроза. Назад по понедельникам и четвергам в 15-00 отправление из Wakai и 4-30 прибытие в Gorontalo pier. В нашем случае паром отправился по расписанию, а прибыл на час раньше. Также возможен вариант отправиться из Bambulan в Dolong. Из Bambulan по четвергам и воскресениям в 8-00 отправление, прибытие в Dolong в 13-00. Назад из Dolong по средам и субботам 8-00 отправление, прибытие в Bambulan в 13-00. Перед планированием маршрута настоятельно рекомендую проверить актуальность этой информации.

Описание похода по дням

День 1. Wakai(-0.409557, 121.867228) — Sunset Beach( -0.378506, 121.859773)

Расстояние 4 км. Wakai находится на острове Batudaka. Прибыли в Wakai очень поздно, после 14-00. Расчетное время прибытия было ведь 6-00. Покупали продукты и бензин на местном базаре. Все есть. Продукты стоили немногим более 200000 IDR. Стапель делали примерно в 200 м от пристани в направления Ampana.

Степель

Собрали вокруг себя кучу детей и нескольких мужиков. Все очень активно и дружелюбно помогали собирать байдарку, паковаться и носить вещи. Просто поразительно, много неорганизованных людей, причем детей, но никто не мешал а реально помогал. Было очень приятно чувствовать себя в такой компании. Так неоднократно со мной было в Тайланде, но там народ более расслабленный и неторопливый. Стартовали поздно, в районе 16-00.

Старт

Уже вот вот и солнце должно было садиться и дождь собирался. Было принято решение отойти немного от Wakai и становиться на бивак. Отошли километра на 4 в сторону острова Kadiriri, увидели пляж отеля Sunset. Причалили. На бивак нас на пляж не пустили. Хозяйка отеля русская. Отошли назад на метров 400, Нашли выход с воды и ровную плошадку для палатки. Было уже темно. Нам не было известно, что чуть чуть впереди были более приятные места с пляжем. Это тут -0.358295, 121.843664.

День 2. Sunset Beach( -0.378506, 121.859773) — Karina Beach(-0.335325, 121.898999)

Расстояние 12 км. Проходим мимо острова Kadiriri, оставляя его по правому борту. На Kadiriri есть несколько ресортов (3 шт).

Острановка на Кадидири

Возле одного из ресортов

Прошли пляж Karina Beach, через несколько сотен метров после этого места есть небольшая лагуна с деревянным причалом. Буквально сразу за берегом вглубь острова находится озеро Danau Mariona со смотровой площадкой. Озеро соленое. Населено очень редкими медузами, которые не жалят.

Медуза

Далее возвратились к Karina Beach. Там устроили бивак. Ночью в лагере видели варана. Следует отметить, что с этого места мобильной связи уже не будет. Следующее место где она будет, это район деревни Dolong, а это еще далеко.

День 3. Karina Beach(-0.335325, 121.898999) — Pulau Malenge, Lestari Cottages(-0.257426, 122.092287)

Расстояние 25 км. Далее направляемся на Pulau Malenge мимо Pulau Pangempang , Pulau Bolelanga, Pulau Angkaiyo. На Pulau Pangempang и Pulau Bolelanga есть ресорты с красивыми пляжами, можно набрать воды. Переход между Pulau Bolelanga и Pulau Angkaiyo будет составлять около 7 км, следует иметь ввиду что это открытое море и перед принятием решения нужно внимательно следить за погодой. Далее путь пойдет мимо Malenge (его внутренней стороны). С этой стороны по всей длине острова идут мангровые заросли и деревни.

Деревня

Пляжей нет, пристать негде. Выходили только в одноименной деревне Malenge (-0.269234, 122.058565) и ферме, где выращивают жемчуг. На ферме нас поили вкусным кофе, предлагали переночевать. На бивак стали прямо на пляже ресорта Lestari Cottages за 50 тысяч рупий с носа. Было уже практически темно. Если пройти немного дальше, можно стать на диком пляже, недалеко от деревни, например тут -0.254567, 122.092566. Но как обычно, узнали о этом месте мы уже потом.

День 4. Pulau Malenge, Lestari Cottages(-0.257426, 122.092287) — Pulau Waleabahi (-0.219618, 122.230812)

Расстояние 20 км. Идем в направлении Pulau Waleakodi. Сразу с правой стороны будет небольшой островок полностью занятый деревней народа Баджо. Malenge и этот остров (Pulau Papan) соединены длинным мостом, который идет через пролив. Переход до ближайшей точки на Waleakodi будет примерно 7 км. С правой стороны будет еще Pulau Taoleh. Ближайшая точка на Waleakodi, куда следует причалить, это ресорт Si Fa. (-0.242327, 122.150603) Он заброшен и начинает разрушаться. Именно заброшен, т.к. некоторые ресорты бывают просто закрыты но их поддерживают и следят за ними, хотя там постоянного персонала никого нет. Почему так произошло, совершенно непонятно. В свое время это было раскрученное место, по видимому, и о нем говорили. Недорогое и очень живописное. Прямо с пляжа, несколько метров и начинается коралловый риф, самый красивый в тех местах (и самый красивый, какой я видел за поездку). Сайт этого ресорта даже подавал еще кое какие признаки жизни. Например, собственно, расписание паромов мы узнали оттуда. Далее идем вдоль берега Waleakodi. Масса красивых и удобных мест для стоянок и дневок с отдыхом и купанием.

Валеокоди

После Waleakodi через пролив направились к Pulau Waleabahi, к точке где был бивак. Место далеко не самое лучшее, песка нет, узкий каменный пляж места мало. Нужно, наверное, было остановиться где ни будь на Waleakodi. Появляется мобильная связь, т.к. в прямой видимости уже будет деревня Dolong, вторая по значимости после Wakai транспортная развязка, откуда на материк ходит паром.

День 5. Pulau Waleabahi (-0.219618, 122.230812) — Pulau Waleabahi(-0.336222, 122.359695)

Расстояние 25 км. В первой половине дня зашли в Dolong на Waleakodi, немного докупили продуктов и бензина. Далее было принято ключевое для похода решение. Первоначальный вариант маршрута предполагал обогнуть Тогеаны по кругу, выйти из Wakai и вернуться в Wakai, только с другой стороны. Но по разговорам с населением и по подробному анализу карты было сделано предположение, что сторона Тогеанов, смотрящая на Ampana, не слишком интересна. Сплошные мангры, стоянок с пляжами нет. Решили обогнуть полностью по кругу Waleabahi, долее пойти на Malenge, пройдя вдоль другой его стороны, потом пойти в направлении Wakai и далее до деревни Bomba. Из Bomba пойти до мыса, до оконечности Тогеанов. Далее вернуться на спитботе в Wakai. В соответствие с решением взяли курс на мыс Waleabahi. На бивак встали на кокосовой плантации. Там был неплохой выход с пляжем. Немного далее, как это обычно у нас бывало, были более интересные места для бивака.

Место для бивака

День 6. Pulau Waleabahi(-0.336222, 122.359695) — Pulau Waleabahi(-0.279244, 122.380310)

Расстояние 21 км. Продолжили путь на мыс Waleabahi.

Танджунг Крамат

По пути был заброшеннй ресорт, уже с сильными разрушениями. Рядом с ним был хороший пляж.

Пляж

Сам мыс очень живописное место, с пальмовой плантацией на самой его оконечности. Обогнули мыс, далее тянулся очень длинный пляж. В районе мыса много красивых рифов, очень мелко.

Обходя мыс, повстречали морских цыган баджо — милейшие люди!

Баджо

Морские цыгане

День 7. Pulau Waleabahi(-0.336222, 122.359695) — Pulau Waleakodi(-0.211889, 122.194833)

Расстояние 23 км. Продолжили путь вдоль Waleabahi, до его оконечности. На мысу есть издалека видная навигационная радиовышка. По пути к мысу умеренные волны и ливень один раз. Это был практически единственный переход, когда каким-то образом обратили внимание на погоду. Пересекли пролив между Waleabahi и Waleakodi, пошли на Waleakodi. На Waleakodi, как уже было сказано, масса хороших стоянок и есть действующие ресорты (минимум два). Место, там где мы стояли, не догма. Вечером у нас была довольно милая гостья.

Морской крайт

Пока варили чай, думаю довольно долго, прямо у меня под носом, возле баллона с бензином, лежала морская змея, средних (наверное ближе к мелким размерам). Определить, что это за змея, не составило особого труда. Это был морской крайт, он же большой плоскохвост, крайне ядовитый. Что за угрозу или опасность она представляет для человека, мне сказать сложно. Поштудировав интернет, узнал, что морской крайт человека укусить физически все таки может (многие морские змеи этого сделать не могут из-за особого устройства своего ротового аппарата). Но вряд ли он это сделает.

Большой плоскохвост

Разговаривали с французом, который долго уже живет в тех местах, он говорил что морской крайт тоже не способен физически укусить человека, но интернет утверждает обратное. Морских змей в воде наблюдали неоднократно.

Большой плоскохвост часто вылезает на сушу, так как ему необходимо пить пресную воду. Яйцекладка тоже происходит на суше. Мы разбили свою походную кухню в излюбленных его местах — нагромождениях плавника на берегу. Привыкнув к свету фонарика, морской крайт степенно ушёл в море на ночную охоту. Его добыча — мелкая рыба.

Морская змея

День 8. Pulau Waleakodi(-0.211889, 122.194833) — Pulau Malenge(-0.252328, 122.057172)

Расстояние 18 км. Утром взяли курс на Malenge. Прямо на его мысу есть деревня, в ней немного отдохнули. Вдоль всего острова (теперь уже с другой его стороны) масса хороших стоянок с пляжами, есть несколько ресортов (один прямо с аншлагом- больше пяти человек там было!). Красивые рифы.

День 9. Pulau Malenge(-0.252328, 122.057172) — Pulau Kadiriri(-0.358348, 121.843646)

Расстояние 31 км. Это, пожалуй, самый длинный переход на маршруте. Большая часть его уже один раз проходилась. Выходили в ощутимую волну, но быстро улеглось. Отдыхали на уже известной нам Karina Beach. Для ночевки привлек небольшой островок Pulau Embodi. -0.350143, 121.834036 Внутри огромная красивая лагуна, фактически небольшая часть суши обрамляет эту лагуну. Биваковать было явно негде, единственный вариант это поставить палатку прямо на деревянном помосте, который стоял в лагуне. Мне он показался очень хлипким и решили на нем не ночевать, может и зря. В любом случае настоятельно рекомендую сие место посетить. Очень живописно. Направились в сторону хорошо видимого пляжа на Kadiriri (немного правее ресорта). Еще хочу обратить внимание на это место для бивака -0.335606, 121.850953. Было очень большое желание там переночевать, но не сложилось. Смотрелось это место с воды издалека очень интересно.

День 10. Pulau Kadiriri(-0.358348, 121.843646) — Pulau Batudaka(-0.454954, 121.725128)

Расстояние 17 км. На бивак стали на этом крохотном островке, название которого гугль не показывает, с маленьким ресортом на три домика и кухню с верандой. Ресорт был закрыт, на островке никого не было, но все поддерживалось в работоспособном состоянии. Небольшой пляжик и отличнейший риф. Все что нужно. Спали прямо на веранде под надежной крышей. Днем там всегда тень, хорошо продуваемое место и хорошая защита от дождя. На веранде еще было два стола. Провели там вторую половину дня, хорошо отдохнули и просушились.

Закат

День 11. Pulau Batudaka(-0.454954, 121.725128) — Pulau Poya, Poya Lisa resort(-0.531737, 121.660615)

Расстояние 13 км. Ночевали в ресорте Poya Lisa. Очень приятное место и совершенно очевидно, что самое раскрученное на Тогеанах. Находится прямо напротив деревни Bomba. Совсем рядом есть дайвинговый центр. Находилось в этом ресорте человек 20 наверное. И это явно больше чем во всех остальных местах вместе взятых. Компания подобралась весьма приятная. Больше всего было немцев. Вкусно кормили. Цена 200 000 IDR с человека. Домики двухместные. Есть по 150 000 и по 200 000. Разница в них небольшая, из более дорогих лучше вид. Подешевле нам просто не досталось.

День 12. Pulau Poya, Poya Lisa resort(-0.531737, 121.660615)- радиал до мыса Pulau Batudaka (-0.576620, 121.659221)

Расстояние 12 км. На мысу есть небольшой пляж, где можно искупаться. Есть рифы. Хорошо виден вдалеке Pulau Bukabuka. Просматривается береговая линия Sulawesi. Первоначальные планы по маршруту были, вообще, стартовать из Ampana и c промежуточной ночевкой на Bukabuka выйти на этот мыс. Остановило только удобство дороги до Gorontalo. Переночевали вторую ночь в Poya Lisa. На следующий день отправились на спитботе в Wakai. Спитбот причаливает прямо к пристани ресорта, стоит, не помню точно, вроде 130 000. Отправляется в 10-00. Идет около часа. Есть еще вариант уехать в любое время на лодке, которую вызовут из Bomba. Это стоит около 400 000 за лодку. На этом пожалуй все.

По материалам, собранным в ходе этого похода мной был написан путеводитель по Тогеанам, в котором дан обзор всех вариантов проживания, интересных для посещения мест и способов попадания на архипелаг из Ампаны и Горонтало.

Другие статьи по Тогеанам

Карта

ОЦЕНИТЬ МАТЕРИАЛ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 5,00 из 5 (оценок: 2)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ

5 комментариев к “Тогеаны на байдарке «Гарпун» — как это было”

  1. Николай

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, в Китае при длительной пересадке, когда предоставляют отель для выхода в город нужна виза ? Или есть безвизовый транзит на какое-то время.

    1. Здравствуйте! В китайских городах Гуанчжоу, Пекин, Шанхай, Ханчжоу, Сиань, Чунцин, Чэнду, Далянь, Тяньцзинь, Ухань, Сиань, Сямэнь, Гуйлинь, Куньмин, Шэньян для граждан РФ в течение 72 часов транзит без визы и бесплатно.

      1. Евгений

        Здравствуйте,Иван!Что если вместо байдарки взять лодку из ПВХ типа SEAHAWK?Как Вы считаете?

        1. Здравствуйте, Евгений! Считаю, что такая лодка не подходит, так как не устойчивая, без каркаса и материал не приспособлен для морской воды.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *